ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ
КАРЬЕРНЫХ 
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ, 
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ, 
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ 
РУДНИЧНЫХ 
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ 
ПО СТАНДАРТАМ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин (НИИКГШ).
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94).
За принятие проголосовали:
| 
    Наименование государства  | 
   
   
    Наименование национального органа стандартизации  | 
   
  
| 
   Азербайджанская Республика  | 
  
  
   Азгосстандарт  | 
  
 
| 
   Республика Армения  | 
  
  
   Армгосстандарт  | 
  
 
| 
   Республика Белоруссия  | 
  
  
   Белстандарт  | 
  
 
| 
   Республика Грузия  | 
  
  
   Грузстандарт  | 
  
 
| 
   Республика Казахстан  | 
  
  
   Госстандарт Республики Казахстан  | 
  
 
| 
   Киргизская Республика  | 
  
  
   Киргизстандарт  | 
  
 
| 
   Республика Молдова  | 
  
  
   Молдовастандарт  | 
  
 
| 
   Российская Федерация  | 
  
  
   Госстандарт России  | 
  
 
| 
   Республика Узбекистан  | 
  
  
   Узгосстандарт  | 
  
 
| 
   Украина  | 
  
  
   Госстандарт Украины  | 
  
 
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560 межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система показателей качества продукции
ШИНЫ
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, 
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ, 
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ 
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index system. Tyres for of the road trucks, tractors, building, road, loading, mining and agricultural machinery. Nomenclature of indices
Дата введения 1997-01-01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1.1. Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1.
1.2. Алфавитный перечень показателей качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в приложении 2. Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
   Обозначение показателя качества | 
   
   
    Наименование характеризуемого свойства  | 
   
  |
| 
   1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ1)  | 
  
 ||
| 
   1.1. Koнструктивные показатели  | 
  
  
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   1.1.1. Наружный диаметр новой шины, мм  | 
  
  
   D  | 
  
  
   Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства  | 
  
 
| 
   1.1.2. Наружный диаметр шины, максимальный в эксплуатации, мм  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства  | 
  
 
| 
   1.1.3. Ширина профиля новой шины, мм  | 
  
  
   S  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.1.4. Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации, мм  | 
  
  
   -  | 
  
  
   «  | 
  
 
| 
   1.1.5. Ширина профиля шины под нагрузкой, мм  | 
  
  
  Sн | 
  
  
   «  | 
  
 
| 
   1.1.6. Масса шины, кг  | 
  
  
   М  | 
  
  
   Материалоемкость, скоростные свойства, топливная экономичность  | 
  
 
| 
   1.1.7. Статический радиус шины, мм  | 
  
  
   Rст  | 
  
  
   Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства  | 
  
 
| 
   1.1.8. Динамический радиус шины, мм  | 
  
  
   rд  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.1.9. Радиус качения шины, мм  | 
  
  
   rк  | 
  
  
   «  | 
  
 
| 
   1.2. Показатели функциональные и технической эффективности  | 
  
  
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   1.2.1. Нагрузка нa шину, максимальная допускаемая, кг  | 
  
  
   Q  | 
  
  
   Грузоподъемность  | 
  
 
| 
   1.2.2. Нагрузка на шину средняя, кг  | 
  
  
   -  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.2.3. Скорость максимальная, м/с (км/ч)  | 
  
  
   V  | 
  
  
   Скоростные свойства  | 
  
 
| 
   1.2.4. Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч)  | 
  
  
   -  | 
  
  
  То же | 
  
 
| 
   1.2.5. Внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину, МПа  | 
  
  
   Р  | 
  
  
   Работоспособность, безопасность  | 
  
 
| 
   1.2.6. Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки), км  | 
  
  
   l  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.2.7. Контурная площадь контакта, м2  | 
  
  
   Fк  | 
  
  
   Взаимодействие с опорной поверхностью  | 
  
 
| 
   1.2.8. Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м2  | 
  
  
   Fв  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.2.9. Нормальный прогиб шины, мм  | 
  
  
   h  | 
  
  
   Работоспособность  | 
  
 
| 
   1.2.10. Коэффициент сопротивления качению шины2)  | 
  
  
   f  | 
  
  
   Топливная экономичность  | 
  
 
| 
   1.2.11. Коэффициент угловой жесткости шины  | 
  
  
   С0  | 
  
  
   Управляемость  | 
  
 
| 
   1.2.12. Коэффициент статической нормальной жесткости, кН/м*3)  | 
  
  
   Сz ст  | 
  
  
   Плавность хода  | 
  
 
| 
   1.2.13. Коэффициент динамической жесткости, кН/м3  | 
  
  
   Сz дин  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.2.14. Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н  | 
  
  
   l  | 
  
  
   Скоростные свойства, топливная экономичность  | 
  
 
| 
   1.2.15. Коэффициент нормального демпфирования шины3)  | 
  
  
   Кz  | 
  
  
   Плавность хода, топливная экономичность  | 
  
 
| 
   1.2.16. Коэффициент нагруженности шины, кг/мм2 4)  | 
  
  
   К  | 
  
  
   Уровень нагруженности  | 
  
 
| 
   1.2.17. Коэффициент запаса прочности нитей корда4)  | 
  
  
   nк  | 
  
  
   Прочность шины  | 
  
 
| 
   1.2.18. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки4)  | 
  
  
   nб  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   1.2.19. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина4)  | 
  
  
   nс  | 
  
  
   «  | 
  
 
| 
   1.2.20. Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН4)  | 
  
  
   Qразр.  | 
  
  
   Прочность каркаса и брекера  | 
  
 
| 
   1.2.21. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки, кН/м4)  | 
  
  
   Аразр.  | 
  
  
   Прочность каркаса и брекера  | 
  
 
| 
   1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа4)  | 
  
  
   Рразр.  | 
  
  
   Прочность основных элементов шины  | 
  
 
| 
   1.2.23. Ресурс шины при стендовых испытаниях, км4)  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Общая работоспособность шины  | 
  
 
| 
   1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км4)  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Усталостная прочность борта  | 
  
 
| 
   1.2.25. Максимальная эксплуатационная производительность шины, Т × км/ч  | 
  
  
   Q × V  | 
  
  
   Работоспособность шины  | 
  
 
| 
   1.2.26. Температура внешней среды при эксплуатации, °С5)  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Температурный диапазон работоспособности шины  | 
  
 
| 
   2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ  | 
  
 ||
| 
   -  | 
  
  
   Сохраняемость  | 
  
 |
| 
   2.1.1. Средний срок сохраняемости (ГОСТ 27.002), мес., год  | 
  
  
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   2.2. Показатели долговечности  | 
  
  
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   2.2.1. Средний ресурс (ГОСТ 27.002), км, ч6)  | 
  
  
   Тср.  | 
  
  
   Долговечность  | 
  
 
| 
   2.2.2. Гамма-процентный ресурс (ГОСТ 27.002), ч  | 
  
  
   Тg  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   2.2.3. Средний срок службы (ГОСТ 27.002), мес., год  | 
  
  
   -  | 
  
  
   »  | 
  
 
| 
   2.2.4. Интенсивность износа протектора, мм/1000 км, мм/100 ч  | 
  
  
   i  | 
  
  
   »  | 
  
 
| 
   2.2.5. Физико-механические показатели шины 7)  | 
  
  
   -  | 
  
  
   »  | 
  
 
| 
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 |
| 
   2.3.1. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт  | 
  
  
   K0  | 
  
  
   Ремонтопригодность  | 
  
 
| 
   2.3.2. Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту  | 
  
  
   К1  | 
  
  
   Ремонтопригодность  | 
  
 
| 
   2.3.3. Относительный послеремонтный ресурс, км × ч  | 
  
  
   К2  | 
  
  
   Ремонтопригодность и долговечность  | 
  
 
| 
   3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ  | 
  
 ||
| 
   3.1. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел × ч  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Соответствие конструкции силовым возможностям человека  | 
  
 
| 
   4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ  | 
  
 ||
| 
   4.1. Показатели внешнего вида9)  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Внешний вид, совершенство производственного исполнения  | 
  
 
| 
   5. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ  | 
  
 ||
| 
   5.1. Удельная материалоемкость  | 
  
  
   Муд  | 
  
  
   Расход материальных ресурсов  | 
  
 
| 
   6. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ  | 
  
 ||
| 
   6.1. Коэффициент стандартизации деталей, %  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   6.2. Коэффициент унификации деталей, %  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   7. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ1010)  | 
  
 ||
| 
   7.1. Показатель патентной защиты  | 
  
  
   Пз  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   7.2. Показатель патентной чистоты  | 
  
  
   Пч  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ  | 
  
 ||
| 
   8.1. Среднее давление шины по выступам рисунка протектора, МПа  | 
  
  
   Рв  | 
  
  
   Агротехнические свойства  | 
  
 
| 
   8.2. Среднее давление шины в контакте, МПа  | 
  
  
   Рк  | 
  
  
   Агротехнические свойства  | 
  
 
| 
   9. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ  | 
  
 ||
| 
   9.1. Коэффициент продольного сцепления шины  | 
  
  
   j  | 
  
  
   Скоростные свойства, управляемость  | 
  
 
| 
   9.2. Коэффициент бокового сцепления шины  | 
  
  
   jу  | 
  
  
   Управляемость, устойчивость  | 
  
 
| 
   9.3. Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град  | 
  
  
   Ку  | 
  
  
   Управляемость, устойчивость транспортного средства, топливная экономичность  | 
  
 
| 
   9.4. Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН × м  | 
  
  
   Мпр  | 
  
  
   Прочность посадки на обод  | 
  
 
| 
   9.5. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода  | 
  
  
   Рсдв  | 
  
  
   То же  | 
  
 
| 
   9.6. Герметичность камеры или бескамерной шины  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Безопасность, долговечность  | 
  
 
| 
   9.7 Монтажное давление в шине, МПа  | 
  
  
   -  | 
  
  
   Безопасность  | 
  
 
2.1. Показатели качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и сельскохозяйственных машин.
3.1. Перечень основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации) (1.1.1, 1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину (1.2.5).
3.2. Применение показателей качества для различных классификационных группировок приведено в таблице 2. Нумерация групп дана по разделу 2.
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ), обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
«±» - показатель применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не препятствует расширению показателей качества шин.
Таблица 2
| 
    Классификационные группировки шин  | 
   
   
    Область применения показателя качества  | 
   
  ||||||||||
| 
    1  | 
   
   
    2  | 
   
   
    3  | 
   
   
    ИТ  | 
   
   
    ТЗ  | 
   
   
    ДСТУ, ГОСТ  | 
   
   
    ТУ  | 
   
   
    КУ  | 
   
   
    ПЗ  | 
   
   
    ПМ  | 
   
  ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   - .  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   -  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   +  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   +  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
| 
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
  
   +  | 
  
 ||
| 
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
  
   ±  | 
  
  
   ±  | 
  
 ||
Примечания:
1. В случае неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется.
2. Взамен показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой.
4.1. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл. 3.
Таблица 3
| 
    Номер показателя по табл. 1  | 
   
   
   Пояснение | 
   
  |
| 
   1. Герметичность камеры или бескамерной шины  | 
  
  
   Отсутствие потери давления из внутренней полости камеры или бескамерной шины после принятия шиной конфигурации поверхности, соответствующей заданному давлению за определенный нормативно-техническим документом промежуток времени  | 
  
 |
| 
   2. Давление внутреннее разрушающее  | 
  
  
   Давление в шине, при достижении которого наступает ее отказ  | 
  
 |
| 
   3. Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину  | 
  
  
   Давление воздуха в камере шины, смонтированной на ободе, или во внутренней полости бескамерной шины, смонтированной на ободе, установленное нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем усилии, воздействующем на колесо в процессе работы  | 
  
 |
| 
   4. Давление в шине монтажное  | 
  
  
   Давление сжатого воздуха, обеспечивающее полную посадку бортов шины на посадочные полки обода и определяющееся в процессе монтажа шины на обод  | 
  
 |
| 
   5. Давление шины по выступам рисунка протектора среднее  | 
  
  
   Отношение нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора  | 
  
 |
| 
   6. Давление шины в контакте среднее  | 
  
  
   Отношение нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта  | 
  
 |
| 
   7. Диаметр наружный шины (новой, максимальный в эксплуатации)  | 
  
  
   Диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью  | 
  
 |
| 
   8. Интенсивность износа протектора  | 
  
  
   Отношение изменения толщины беговой дорожки протектора за счет износа в процессе эксплуатации к наработке шины  | 
  
 |
| 
   9. Коэффициент бокового сцепления шины  | 
  
  
   Отношение максимальной боковой силы в ведомом режиме к нормальной нагрузке на колесо  | 
  
 |
| 
   10. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки  | 
  
  
   Отношение временного сопротивления проволоки при разрыве к допустимому напряжению в проволоке бортовых колец  | 
  
 |
| 
   11. Коэффициент запаса прочности нитей корда  | 
  
  
   Отношение статического разрывного усилия для нити корда к максимальному усилию, возникающему в нити при давлении, соответствующем максимальному допускаемому  | 
  
 |
| 
   12. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина  | 
  
  
   Средняя работа отделения обкладочной резины от нитей корда  | 
  
 |
| 
   13. Коэффициент нагруженности шины  | 
  
  
   Отношение максимальной допускаемой нагрузки на шину к квадрату ширины профиля типы  | 
  
 |
| 
   14. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт  | 
  
  
   Отношение количества шин, отобранных в качестве пригодных к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии  | 
  
 |
| 
   15. Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту  | 
  
  
   Отношение количества шин, определенных пригодными к восстановительному ремонту после проведения технологических операций по подготовке к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии  | 
  
 |
| 
   16. Коэффициент продольного сцепления шины  | 
  
  
   Отношение максимальной продольной силы в тормозном режиме, при отсутствии боковых сил, к нормальной нагрузке на колесо  | 
  
 |
| 
   17. Коэффициент сопротивления боковому уводу  | 
  
  
   Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода  | 
  
 |
| 
   18. Коэффициент сопротивления качению шины  | 
  
  
   Отношение силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке  | 
  
 |
| 
   19. Коэффициент статической нормальной жесткости шины  | 
  
  
   Первая производная нормальной статической нагрузки на колесо по нормальному прогибу шины  | 
  
 |
| 
   20. Коэффициент тангенциальной эластичности шины  | 
  
  
   Первая производная радиуса качения колеса с шиной без скольжения по крутящему моменту  | 
  
 |
| 
   21. Коэффициент угловой жесткости шины  | 
  
  
   Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса  | 
  
 |
| 
   22. Масса шины  | 
  
  
   Масса шины в килограммах  | 
  
 |
| 
   23. Материалоемкость удельная  | 
  
  
   Отношение количества затраченных на изготовление шины материалов к основному техническому параметру, определяемому конструкцией шины и ее назначением  | 
  
 |
| 
   24. Нагрузка на шину максимальная допускаемая  | 
  
  
   Максимальная допускаемая нормальная нагрузка на отдельную шину, смонтированную на ободе, установленная нормативно-техническим документом  | 
  
 |
| 
   25. Нагрузка на шину средняя  | 
  
  
   Средняя нормальная нагрузка, воздействующая на колесо транспортного средства (нагруженного и пустого) за один рейс  | 
  
 |
| 
   26. Нагрузка разрушающая сосредоточенная  | 
  
  
   Предел возможного сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки  | 
  
 |
| 
   27. Площадь контакта контурная  | 
  
  
   Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью  | 
  
 |
| 
   28. Площадь контакта контурная по выступам рисунка протектора  | 
  
  
   Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью;  | 
  
 |
| 
   29. Прогиб шины нормальный  | 
  
  
   Разница между свободным и статическим радиусами колеса в момент достижения равновесия между нормальным нагружающим усилием, воздействующим на колесо, и нормальной реакцией опорной поверхности в зоне контакта  | 
  
 |
| 
   30. Производительность шины максимальная эксплуатационная  | 
  
  
   Условная количественная характеристика, имеющая размерность, мощности, численно равная произведению нормальной нагрузки на скорость качения, при воздействии которых температура элементов шины достигает предельного допускаемого значения  | 
  
 |
| 
   31. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки  | 
  
  
   Работа, затрачиваемая на преодоление сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки при ее продавливании  | 
  
 |
| 
   32. Радиус качения шины  | 
  
  
   Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости  | 
  
 |
| 
   33. Радиус шины динамический  | 
  
  
   Расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности при максимальной допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем давлении воздуха при средней постоянной скорости с учетом проскальзывания и деформации шины  | 
  
 |
| 
   34. Радиус шины статический  | 
  
  
   Расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности  | 
  
 |
| 
   35. Расстояние транспортирования груза (плечо перевозок)  | 
  
  
   Путь, проходимый транспортным средством в одном направлении за один циклический рейс  | 
  
 |
| 
   36. Ресурс борта шины при стендовых испытаниях  | 
  
  
   Наработка шины от начала испытания до перехода борта в предельное состояние  | 
  
 |
| 
   37. Ресурс гамма-процентный  | 
  
  
   Суммарная наработка, на протяжении которой шины не достигают предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в процентах  | 
  
 |
| 
   38. Ресурс относительный послеремонтный  | 
  
  
   Отношение среднего ресурса отремонтированных шин к среднему ресурсу новых шин  | 
  
 |
| 
   39. Ресурс средний  | 
  
  
   Математическое ожидание ресурса  | 
  
 |
| 
   40. Ресурс шины при стендовых испытаниях  | 
  
  
   Наработка шины от начала испытания до перехода в предельное состояние  | 
  
 |
| 
   41. Скорость максимальная  | 
  
  
   Максимальная допускаемая скорость, установленная нормативно-техническим документом для этой шины  | 
  
 |
| 
   42. Скорость средняя эксплуатационная  | 
  
  
   Усредненная по рабочему дню скорость, показывающая среднее время циклических рейсов в день Средняя эксплуатационная скорость рассчитывается по формуле 
 Vc.c. - средняя эксплуатационная скорость, км/ч; l - плечо перевозки груза, км; n - количество циклических рейсов за смену (рабочий день); t - общая продолжительность смены (рабочего дня)  | 
  
 |
| 
   43. Сопротивление проворачиванию шины на ободе  | 
  
  
   Предельный момент трения между бортом шины и посадочной полкой обода, при превышении которого борт проворачивается относительно обода  | 
  
 |
| 
   44. Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода  | 
  
  
   Способность шины противостоять воздействию внешнего усилия, приложенного к боковине шины в осевом направлении  | 
  
 |
| 
   45. Срок службы средний  | 
  
  
   Математическое ожидание срока службы  | 
  
 |
| 
   46. Срок сохраняемости средний  | 
  
  
   Математическое ожидание срока сохраняемости шины с момента изготовления до начала эксплуатации  | 
  
 |
| 
   47. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ  | 
  
  
   Фактические затраты рабочего времени в виде норм времени или норм выработки на выполнение монтажно-демонтажных операций  | 
  
 |
| 
   48. Ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации)  | 
  
  
   Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины  | 
  
 |
| 
   Ширина профиля шины под нагрузкой  | 
  
  
   Ширина профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной нагрузкой  | 
  
 
(справочное)
| 
   
  | 
  
  
   Номер показателя по табл. 1  | 
  
 
| 
   Герметичность камеры или бескамерной шины  | 
  
  |
| 
   Давление внутреннее разрушающее  | 
  
  |
| 
   Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину  | 
  
  |
| 
   Давление монтажное  | 
  
  |
| 
   Давление шины в контакте среднее  | 
  
  |
| 
   Давление шины по выступам рисунка протектора среднее  | 
  
  |
| 
   Диаметр наружный новой шины  | 
  
  |
| 
   Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации  | 
  
  |
| 
   Интенсивность износа протектора  | 
  
  |
| 
   Коэффициент бокового сцепления шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент динамической нормальной жесткости  | 
  
  |
| 
   Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки  | 
  
  |
| 
   Коэффициент запаса прочности нитей корда  | 
  
  |
| 
   Коэффициент запаса прочности связи корд-резина  | 
  
  |
| 
   Коэффициент нагруженности шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент нормального демпфирования шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт  | 
  
  |
| 
   Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту  | 
  
  |
| 
   Коэффициент продольного сцепления шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент сопротивления боковому уводу  | 
  
  |
| 
   Коэффициент сопротивления качению  | 
  
  |
| 
   Коэффициент стандартизации  | 
  
  |
| 
   Коэффициент статической нормальной жесткости шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент тангенциальной эластичности шины  | 
  
  |
| 
   Коэффициент унификации  | 
  
  |
| 
   Масса шины  | 
  
  |
| 
   Материалоемкость удельная  | 
  
  |
| 
   Нагрузка на шину максимальная допускаемая  | 
  
  |
| 
   Нагрузка на шину средняя  | 
  
  |
| 
   Нагрузка разрушающая сосредоточенная  | 
  
  |
| 
   Площадь контакта контурная  | 
  
  |
| 
   Площадь контакта по выступам рисунка протектора  | 
  
  |
| 
   Показатели внешнего вида  | 
  
  |
| 
   Показатели патентной защиты  | 
  
  |
| 
   Показатели патентной чистоты  | 
  
  |
| 
   Прогиб шины нормальный  | 
  
  |
| 
   Производительность шины, максимальная эксплуатационная  | 
  
  |
| 
   Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки  | 
  
  |
| 
   Радиус качения шины  | 
  
  |
| 
   Радиус шины динамический  | 
  
  |
| 
   Радиус шины статический  | 
  
  |
| 
   Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки)  | 
  
  |
| 
   Ресурс борта шины при стендовых испытаниях  | 
  
  |
| 
   Ресурс гамма-процентный  | 
  
  |
| 
   Ресурс послеремонтный относительный  | 
  
  |
| 
   Ресурс средний  | 
  
  |
| 
   Ресурс шины при стендовых испытаниях  | 
  
  |
| 
   Скорость максимальная  | 
  
  |
| 
   Скорость средняя эксплуатационная  | 
  
  |
| 
   Сопротивление проворачиванию шины на ободе  | 
  
  |
| 
   Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода  | 
  
  |
| 
   Срок сохраняемости средний  | 
  
  |
| 
   Температура внешней среды при эксплуатации шины  | 
  
  |
| 
   Трудоемкость монтажно-демонтажных работ  | 
  
  |
| 
   Ширина профиля новой шины  | 
  
  |
| 
   Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации  | 
  
  |
| 
   Ширина профиля шины под нагрузкой  | 
  
  
(справочное)
1) В раздел показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого свойства» приведены для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению шины (ГОСТ 17697). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14 (движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15 (движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной жесткости (1.2.13) и нормального демпфирования шины (1.2.15) определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных) колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например: Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М. и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины, позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1 - 2.3) невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150. В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного состояния.
7) Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
| 
    Обозначение НТД, на который дана ссылка  | 
   
   
    Номер пункта, подпункта  | 
   
  
| 
   ГОСТ 17697-72  | 
  
  
Ключевые слова: шины, внедорожные карьерные автомобили, тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные, рудничные, сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ