| 
   МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
  МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION,
  METROLOGY AND CERTIFICATION  | 
 |
| 
   МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ  | 
  |
Подшипники скольжения
МНОГОСЛОЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТОНКОСТЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
ISO 4383:2000
Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings
(IDT)
| 
   
  | 
  
   Москва Стандартинформ 2009  | 
 
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 29 от 24 июня 
За принятие проголосовали:
| 
   Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97  | 
  
   Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97  | 
  
   Сокращенное наименование национального органа по стандартизации  | 
 
| 
   Азербайджан  | 
  
   AZ  | 
  
   Азстандарт  | 
 
| 
   Армения  | 
  
   AM  | 
  
   
  | 
 
| 
   Беларусь  | 
  
   BY  | 
  
   Госстандарт Республики Беларусь  | 
 
| 
   Грузия  | 
  
   GE  | 
  
   Грузстандарт  | 
 
| 
   Казахстан  | 
  
   KZ  | 
  
   Госстандарт Республики Казахстан  | 
 
| 
   Киргизия  | 
  
   KG  | 
  
   Кыргызстандарт  | 
 
| 
   Молдова  | 
  
   MD  | 
  
   Молдова-Стандарт  | 
 
| 
   Российская Федерация  | 
  
   RU  | 
  
   Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии  | 
 
| 
   Таджикистан  | 
  
   TJ  | 
  
   Таджикстандарт  | 
 
| 
   Туркменистан  | 
  
   TM  | 
  
   Главгосслужба «Туркменстандартлары»  | 
 
| 
   Узбекистан  | 
  
   UZ  | 
  
   Узстандарт  | 
 
| 
   UA  | 
  
   Госпотребстандарт Украины  | 
 
4 Настоящий стандарт идентичен международного стандарту ИСО 4383:2000 «Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения» (ISO 4383:2000 «Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings», IDT)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря
6 ВЗАМЕН ГОСТ 28813-90
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
| 
   Подшипники скольжения МНОГОСЛОЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТОНКОСТЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings  | 
 
Дата введения - 2009-07-01
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к многослойным материалам, применяемым для изготовления тонкостенных подшипников скольжения (вкладышей, втулок, упорных колец). Многослойный материал состоит из стальной основы и слоя подшипникового материала (литого, спеченного, накатанного). Возможен приработочный слой, полученный методом электролитического осаждения.
Примечание - Влияние окружающей среды будет ограничивать применение некоторых материалов, например свинца.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 4381-20001) Подшипники скольжения. Литейные свинцовистые и оловянистые сплавы для многослойных подшипников скольжения
ИСО 4382-1-19911) Подшипники скольжения. Медные сплавы. Часть 1. Литейные медные сплавы для сплошных и многослойных толстостенных подшипников скольжения
ИСО 6691-20001) Термопластические полимеры для подшипников скольжения. Классификация и обозначение
ИСО 4384-1-82 Подшипники скольжения. Испытания на твердость подшипниковых материалов. Часть 1. Композиционные материалы [ГОСТ 29212-91 (ИСО 4384-1-82), IDT]
1) Перевод международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
3.1 Химический состав подшипникового слоя
Химический состав материалов должен соответствовать требованиям, приведенным в таблицах 1-5, где одиночные числа означают максимальные значения.
Таблица 1 - Сплавы на основе свинца и олова (см. ИСО 4381)
| 
   Химический элемент  | 
  
   Химический состав, %  | 
 |||
| 
   PbSb10Sn6  | 
  
   PbSb15SnAs  | 
  
   PbSb15Sn10  | 
  
   SnSb8Cu4  | 
 |
| 
   Рb  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   0,35  | 
 
| 
   Sb  | 
  
   9 - 11  | 
  
   13,5 - 15,5  | 
  
   14 - 16  | 
  
   7 - 8  | 
 
| 
   Sn  | 
  
   5 - 7  | 
  
   0,9 - 1,7  | 
  
   9 - 11  | 
  
   Остальное  | 
 
| 
   Сu  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
  
   3 - 4  | 
 
| 
   As  | 
  
   0,25  | 
  
   0,8 - 1,2  | 
  
   0,6  | 
  
   0,1  | 
 
| 
   Bi  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,08  | 
 
| 
   Zn  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
 
| 
   Al  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
  
   0,01  | 
 
| 
   Fe  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
 
| 
   Другие элементы  | 
  
   0,2  | 
  
   0,2  | 
  
   0,2  | 
  
   0,2  | 
 
Таблица 2 - Сплавы на основе меди
| 
   Химический элемент  | 
  
   Химический состав, %  | 
 ||||
| 
   CuPb10Sn101)  | 
  
   CuPb17Sn5  | 
  
   CuPb24Sn4  | 
  
   CuPb24Sn  | 
  
   СuРb30  | 
 |
| 
   Сu  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
 
| 
   Рb  | 
  
   9 - 11  | 
  
   14 - 20  | 
  
   19 - 27  | 
  
   19 - 27  | 
  
   26 - 33  | 
 
| 
   Sn  | 
  
   9 - 11  | 
  
   4 - 6  | 
  
   3 - 4,5  | 
  
   0,6 - 2  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   Zn  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   Р  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
 
| 
   Fe  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
  
   0,7  | 
 
| 
   Ni  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   Sb  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   Другие элементы  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   1) Химический состав этого сплава отличается от соответствующего сплава для сплошных и толстостенных подшипников скольжения (см. ИСО 4382-1).  | 
 |||||
Таблица 3 - Сплавы на основе алюминия
| 
   Химический элемент  | 
  
   Химический состав, %  | 
 |||
| 
   AlSn20Cu  | 
  
   AlSn6Cu  | 
  
   AlSn11Cu  | 
  
   AlZn5Si1, 5Cu1PbMg  | 
 |
| 
   Al  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
 
| 
   Сu  | 
  
   0,7 - 1,3  | 
  
   0,7 - 1,3  | 
  
   0,7 - 1,3  | 
  
   0,8 - 1,2  | 
 
| 
   Sn  | 
  
   16,5 - 22,5  | 
  
   5,5 - 7  | 
  
   0,2  | 
  
   0,2  | 
 
| 
   Ni  | 
  
   0,1  | 
  
   1,3  | 
  
   0,1  | 
  
   0,2  | 
 
| 
   Si  | 
  
   0,71)  | 
  
   0,71)  | 
  
   10 - 12  | 
  
   1-2  | 
 
| 
   Fe  | 
  
   0,71)  | 
  
   0,71)  | 
  
   0,3  | 
  
   0,6  | 
 
| 
   Mn  | 
  
   0,71)  | 
  
   0,71)  | 
  
   0,1  | 
  
   0,3  | 
 
| 
   Ti  | 
  
   0,2  | 
  
   0,2  | 
  
   0,1  | 
  
   0,2  | 
 
| 
   Pb  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   0,7 - 1,3  | 
 
| 
   Zn  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   4,4 - 5,5  | 
 
| 
   Mg  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   0,6  | 
 
| 
   Другие элементы  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,3  | 
  
   0,4  | 
 
| 
   1) Общее содержание Si + Fe + Mn не должно превышать 1 %.  | 
 ||||
Таблица 4 - Приработочная поверхность спеченной бронзы с полимером
| 
   Химический элемент  | 
  
   Химический состав, %  | 
 ||||
| 
   CuSn10  | 
  
   CuPb10Sn10  | 
 ||||
| 
   Сu  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
 |||
| 
   Рb  | 
  
   -  | 
  
   9 - 12  | 
 |||
| 
   Sn  | 
  
   9-12  | 
  
   9 - 12  | 
 |||
| 
   Р  | 
  
   0,3  | 
  
   0,3  | 
 |||
| 
   Другие элементы  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 |||
| 
   Приработочная поверхность и полимер, пропитанный наполнителем от трения и износа (см. ИСО 6691)  | 
  
   PTFE  | 
  
   РОМ  | 
  
   PVDF  | 
  
   PTFE  | 
  
   PVDF  | 
 
| 
   Пористая спеченная бронза  | 
  
   Пористость 20 % - 45 %  | 
 ||||
Таблица 5 - Приработочные слои
| 
   Химический элемент  | 
  
   Химический состав, %  | 
 ||
| 
   PbSn10Cu2  | 
  
   PbSn10  | 
  
   РbIn7  | 
 |
| 
   Рb  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
  
   Остальное  | 
 
| 
   Sn  | 
  
   8 - 12  | 
  
   8-12  | 
  
   -  | 
 
| 
   Сu  | 
  
   1 - 3  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   In  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   5 - 10  | 
 
| 
   Другие элементы  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
3.2 Стальная основа
Химический состав стали для основы устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем. В основном применяют малоуглеродистую сталь.
Для композитных материалов бронза/полимер, указанных в таблице 4, в качестве основы может быть использована сталь с медным покрытием.
3.3 Подшипниковый слой
Подшипниковый слой на основе олова и свинца должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Подшипниковый слой на основе меди должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Подшипниковый слой на основе алюминия должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.
Подшипниковый слой на основе спеченной бронзы и полимеров должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.
Примечание - Разработаны новые материалы на основе алюминия, содержащие алюминий и кремний или марганец, а также мягкие материалы, такие как свинец или олово.
3.4 Приработочный слой, соответствующий требованиям, указанным в таблице 5, может быть использован для подшипниковых слоев, как указано в таблице А.2.
Толщину приработочного слоя и любых промежуточных слоев между подшипниковым слоем и приработочным слоем устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
3.5 Свойства и выбор материалов
Рекомендации по твердости подшипникового материала в форме полосы и применению подшипниковых материалов приведены в приложении А.
Пример условного обозначения многослойного материала, состоящего из стальной основы, литого (G) подшипникового сплава CuPb24Sn и приработочного слоя PbSn10Cu2:
Подшипниковый сплав ГОСТ ИСО 4383-2006 -G - CuPb24Sn - PbSn10Cu2
Таблица А.1 - Твердость подшипникового материала в форме полосы
| 
   Подшипниковый сплав  | 
  
   Литой  | 
  
   Спеченный  | 
  
   Прокатанный и отожженный  | 
  
   Специальной обработки  | 
 
| 
   PbSb10Sn6  | 
  
   19 - 23 HV  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   15 - 19 HV  | 
 
| 
   PbSb15SnAs  | 
  
   16 - 20 HV  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   PbSb15Sn10  | 
  
   18 - 23 HV  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   SnSb8Cu4  | 
  
   17 - 24 HV  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   CuPb10Sn10  | 
  
   70 - 130 HB  | 
  
   60 - 90 HB  | 
  
   -  | 
  
   60 - 140 HB  | 
 
| 
   CuPb17Sn5  | 
  
   60 - 95 HB  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   CuPb24Sn4  | 
  
   60 - 90 HB  | 
  
   45 - 70 HB  | 
  
   -  | 
  
   45- 120 HB  | 
 
| 
   CuPb24Sn  | 
  
   55 - 80 HB  | 
  
   40 - 60 HB  | 
  
   -  | 
  
   40 - 110 HB  | 
 
| 
   СuРb30  | 
  
   -  | 
  
   30 - 45 HB  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
| 
   AlSn20Cu  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   30 - 40 HB  | 
  
   45 - 60 HB  | 
 
| 
   ALSn6Cu  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   35 - 45 HB  | 
  
   -  | 
 
| 
   AlSi11Cu  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   45 - 60 HB  | 
  
   -  | 
 
| 
   AlZn5Si1, 5Cu1Pb1Mg  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   45 - 70 HB  | 
  
   70 - 100 HB  | 
 
| 
   Примечание - Значения твердости могут быть увеличены прокаткой с малым обжатием. Испытания проводят в соответствии с ИСО 4384-1.  | 
 ||||
Таблица А.2 - Рекомендации по использованию подшипниковых материалов и выбору твердости сопряженной детали подшипника (вала)
| 
   Подшипниковый сплав (приработочный слой)  | 
  
   Характеристики и основные рекомендации по использованию в высокоскоростных двигателях  | 
  
   Минимальная твердость вала1)  | 
 
| 
   PbSb10Sn6 PbSb15SnAs PbSb15Sn10  | 
  
   Мягкий, стойкий к коррозии, имеет относительно хорошие характеристики при несовершенной смазке, низкая усталостная прочность, работает с твердыми и мягкими валами. Незначительно нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца  | 
  
   180 НВ  | 
 
| 
   SnSb8Cu4  | 
  
   Мягкий, стойкий к коррозии, имеет лучшие рабочие характеристики среди всех подшипниковых сплавов при несовершенной смазке, низкая усталостная прочность, работает с твердыми и мягкими валами. Незначительно нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца  | 
  
   220 НВ  | 
 
| 
   CuPb10Sn10  | 
  
   Очень высокая усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам, хорошая стойкость к коррозии, предпочтительно использование с твердыми валами. Свертные втулки, упорные кольца, втулки верхней головки шатуна  | 
  
   53HRC  | 
 
| 
   CuPb17Sn5  | 
  
   Очень высокая усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам, используется с твердыми валами, обычно используется с приработочным покрытием в подшипниках. Тяжело нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца  | 
  
   50HRC  | 
 
| 
   CuPb24Sn4  | 
  
   Высокая усталостная прочность и стойкость к ударным нагрузкам, применяется для высокоскоростных валов, выполняющих колебательное или вращательное движение, работает с твердыми валами, обычно покрывается приработочным покрытием, когда используется в качестве подшипника. Свертные втулки, упорные кольца, коренные и шатунные подшипники  | 
  
   48HRC  | 
 
| 
   CuPb24Sn  | 
  
   Высокая усталостная прочность литейного сплава, удовлетворительная и высокая усталостная прочность спеченного сплава, обычно покрывается приработочным сплавом, когда используется в качестве подшипника, и в этом случае может работать с твердыми и мягкими валами, чувствителен к коррозии при использовании отработанной смазки при отсутствии приработочного покрытия. Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца  | 
  
   45HRC  | 
 
| 
   СuРb30  | 
  
   Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии при использовании отработанной смазки и отсутствии приработочного покрытия, работает с твердыми валами при сохранности приработочного покрытия. Коренные и шатунные подшипники, свертные втулки  | 
  
   270 НВ  | 
 
| 
   AlSn20Cu  | 
  
   Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, относительно хорошие рабочие характеристики в критических условиях смазывания, может работать с мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца, свертные втулки  | 
  
   250 НВ  | 
 
| 
   AlSn6Cu  | 
  
   Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, обычно покрывается приработочным покрытием и используется с твердыми валами. Коренные и шатунные подшипники, свертные втулки  | 
  
   45HRC  | 
 
| 
   AlSi11Cu  | 
  
   Высокая усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями, работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники  | 
  
   50HRC  | 
 
| 
   AlZn5Si1, 5Cu1Pb1Mg  | 
  
   Высокая усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями, работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники  | 
  
   45HRC  | 
 
| 
   PbSn10Cu2 PbSb10 PbIn7  | 
  
   Усталостная прочность зависит от толщины, мягкий, хорошо сопротивляется коррозии, относительно хорошие рабочие характеристики в критических условиях смазывания. Применяется для коренных и шатунных подшипников, изготовленных из сплавов на основе меди/свинца и сплавов повышенной прочности на алюминиевой основе  | 
  
   -  | 
 
| 
   1) Значения твердости для материала вала являются минимальными и действительными для применения в высокоскоростных машинах. Рабочие условия, в частности условия смазки, играют значительную роль, поэтому может быть необходимо значительное различие по твердости между материалом подшипника и вала.  | 
 ||
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, сплавы подшипниковые, материалы композиционные, технические требования, химический состав, обозначение