МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Технологическая карта
| 
   
  | 
  
   Всесоюзный  | 
 
УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ РАЗМЕРОМ 0,49×0,49×0,1 м С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ
1980 г.
Содержание:
Технологическая карта разработана, на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.
Быстротоки устраивают при строительстве автомобильных дорог с продольным уклоном более 30‰, а также на отдельных сложных пересечениях, где это требуется для обеспечения быстрого отвода воды с покрытия.
В технологической карте предусмотрено устройство быстротока из бетонных плит размером 0,49×0,49×0,1 м вдоль земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог.
Расположение быстротоков определяют по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока.
Конструкция быстротока принята по типовому проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их укрепления» № 819.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
До начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком должны быть закончены работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке откосов.
К месту работы заблаговременно доставляют и раскладывают вдоль устраиваемого быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,1 м, завозят щебень и выгружают его на обочине вырытого кювета под быстроток.
При производстве работ по устройству быстротока выполняют следующие работы (см. рисунок):
разработку кювета и котлована для водобойного уступа и лотка;
устройство щебеночного основания под бетонные плиты;
устройство водобойного уступа и лотка;
укладку бетонных плит на дно и откосы кювета;
заполнение швов цементным раствором.
До начала работ с помощью нивелира производят разбивку. Выносят и закрепляют ось быстротока, обозначают колышками контуры котлована и кювета. Затем экскаватором ЭО-1621 разрабатывают кювет и котлован. На дне котлована делают разбивку положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на 15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в плане. После этого зачищают дно и откосы вручную под рейку.
По окончании земляных работ приступают к устройству щебеночного основания. Щебень рассыпают слоем 5 см, выравнивают под рейку и уплотняют. Толщину щебеночного слоя контролируют по вбитым в грунт контрольным колышкам и нивелиром. Ровность щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Закончив устройство щебеночного основания, блоки водобойного уступа и лотка автокраном устанавливают в подготовленную траншею. Пазухи засыпают щебнем и уплотняют трамбовкой.
Для укладки плит разбивают базис-опорную линию, натягивают шнур. Разбивку по высоте не делают, но в ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки.
Укладку плит выполняют автокраном СК-2562, начиная от водобойного уступа.
Первую плиту ряда укладывают вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.

Технологическая схема устройства быстротоков с водобойным уступом
1 - Экскаватор ЭО-1621 (Э-153A); 2 – автомобиль-самосвал 3 - щебень 4 - кювет 5 – пакеты плит 6 – уложенные плиты 7 – автомобиль-самосвал с цементным раствором 8 – ёмкость для цементного раствора; 9 – бетонный конус 10 – блок водобойного уступа 11 – блок лотка; 12 - автокран KC-2562. Цифры в кружках – разряды рабочих.
При укладке необходимо соблюдать прямолинейность укладываемых плит. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит на откосы.
Уложенные плиты осаживают на щебеночное основание с помощью трамбовки.
Закончив укладку плит, зазоры между ними заделывают цементным раствором, который доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами и выгружают в расходную емкость, а затем к месту работы подают в ведрах.
Заполнение швов цементным раствором осуществляется в определенной последовательности.
Стенки швов смачивают водой, по линии шва цементный раствор распределяют лопатами, затем при помощи кельмы равномерно распределяют раствор в зазоре шва и уплотняют его металлической шуровкой.
После уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит при помощи кельмы. Излишки цементного раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами.
После того, как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.
Требования к качеству работ
Готовый быстроток должен иметь ровные поверхности дна и откосов.
Смещение уложенных плит по отношению друг к другу не должно превышать 5 мм в плане и в вертикальной плоскости.
При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества (см. раздел VIII настоящей технологической карты).
При производстве работ по устройству быстротока с водобойным уступом следует руководствоваться следующей литературой:
СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемка работ. Приемка в эксплуатацию». М., «Транспорт», 1978;
«Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77. М., Стройиздат, 1977;
Типовым проектом «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление».
Указания по технике безопасности
При устройстве быстротоков с водобойным уступом плиты и блоки должны быть выгружены из транспортных средств с помощью автокрана и уложены в установленные места вдоль бровки кювета.
При работе автокраном запрещается находиться под стрелой крана. Посторонним лицам не разрешается находиться ближе 5м от радиуса действия стрелы автокрана.
При укладке блоков и плит рабочие обязаны пользоваться инструментом, предусмотренным инструкцией, и должны быть снабжены защитной спецодеждой.
При производстве работ следует выполнять требования техники безопасности в соответствии со СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970 г., и «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М, «Транспорт», 1978.
Работы по устройству быстротока c водобойным уступом (см. рисунок) выполняет бригада в следующем составе:
| 
   Машинист автокрана  | 
  
   5 разр.  | 
  
   - 1  | 
 
| 
   Монтажники конструкций  | 
  
   4 разр.  | 
  
   - 1  | 
 
| 
   3 разр.  | 
  
   - 1  | 
 |
| 
   2 разр.  | 
  
   - 2  | 
 |
| 
   Дорожные рабочие  | 
  
   3 разр.  | 
  
   - 2  | 
 
| 
   2 разр.  | 
  
   - 4  | 
 
Для выполнения кратковременных работ привлекается машинист экскаватора ЭО-1621 (Э-153А) 4 разр., который разрабатывает кювет под быстроток и котлован под водобойный уступ и лоток.
Дорожный рабочий (2 разр. - 1) принимает участие в планировке дна и откосов насыпи.
Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 1) производят окончательную планировку дна и откосов кювета с выверкой по рейке, заполняют зазоры в швах между плитами цементным раствором.
Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) набрасывают щебень на дно и откосы кювета толщиной 5 см, окончательно планируют щебеночное основание и уплотняют его.
Машинист автокрана 5 разр. и монтажники конструкций (4, 3 и 2 разр. - 2) устанавливают блоки водобойного уступа и лотка, укладывают и рихтуют железобетонные плиты.
В начале смены бригада, после инструктажа мастера, получает инструменты и знаки ограждения, которые по указанию мастера устанавливают в необходимых местах.
В конце смены снимают знаки ограждения, очищают инструмент и сдают его в кладовую.
На участке работ необходимо иметь питьевую воду, воду для технических и бытовых целей, аптечку.
Работу рекомендуется проводить по методу бригадного подряда.

| 
   Итого:  | 
  
   на 120 м2  | 
  
   
  | 
  
   90,0  | 
 
| 
   
  | 
  
   на 100 м2  | 
  
   
  | 
  
   75,0  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   (9,4 чел-дн)  | 
 
Примечание: цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции, под линией - продолжительность операции в минутах
| 
   Шифр норм и расценок  | 
  
   Описание работ  | 
  
   Состав звена  | 
  
   Единица измерения  | 
  
   Объем работ  | 
  
   Норма времени, чел-ч  | 
  
   Расценка, руб - коп.  | 
  
   Нормативное время на полный объем работ, чел-ч  | 
  
   Стоимость затрат труда на
  полный объем работ  | 
 
| 
   ЕНиР, § 2-1 - 11, табл. 2 №1,ж  | 
  
   Разработка котлована кювета и траншеи для водобойного уступа  | 
  
   Машинист экскаватора 4 разр.-1  | 
  
   100 м3  | 
  
   0,35  | 
  
   8,1  | 
  
   5-06  | 
  
   2,84  | 
  
   1-77  | 
 
| 
   ТНиР, § Т16-10, табл. 3, № 1,б  | 
  
   Планировка дна кювета и откосов по рейке  | 
  
   Землекопы: 3 разр.-1 2 разр.- I  | 
  
   1 м3  | 
  
   5  | 
  
   4  | 
  
   1-97  | 
  
   20,0  | 
  
   9-85  | 
 
| 
   ЕНиР, § 2-1-31, табл. 3, № 1, е (применительно)  | 
  
   Выборка грунта под установку блоков водобойного уступа и лотка  | 
  
   Землекоп 2 разр.-1  | 
  
   »  | 
  
   3,5  | 
  
   1,25  | 
  
   0-61,6  | 
  
   4,38  | 
  
   2-16  | 
 
| 
   ЕНиР, § 17-25, № 1  | 
  
   Россыпь и разравнивание щебня слоем 5 см на откосах и дне кювета  | 
  
   Дорожные рабочие: 2 разр. - 1 1 разр. - 1  | 
  
   100 м2  | 
  
   1,2  | 
  
   5,2  | 
  
   2-42  | 
  
   6,24  | 
  
   2-90  | 
 
| 
   ЕНиР, § 4-1-1, № 1  | 
  
   Установка бетонных блоков водобойного уступа и лотка автокраном с выверкой правильности установки блоков  | 
  
   Монтажники конструкций:  | 
  
   1 установка  | 
  
   3  | 
  
   0,72  | 
  
   0-42,7  | 
  
   2,16  | 
  
   1-28  | 
 
| 
   4 разр. - 1  | 
 ||||||||
| 
   3 разр. -1  | 
 ||||||||
| 
   2 разр. - 1  | 
 ||||||||
| 
   Машинист 5 разр.-1  | 
 ||||||||
| 
   ЕНиР, § 17-26, № 2, б  | 
  
   Окончательная планировка и отделка щебеночного основания  | 
  
   Дорожные  | 
  
   100.м2  | 
  
   1,2  | 
  
   1,6  | 
  
   0-82,2  | 
  
   1,92  | 
  
   0-98  | 
 
| 
   рабочие:  | 
 ||||||||
| 
   3 разр. - 1  | 
 ||||||||
| 
   2 разр. - 2  | 
 ||||||||
| 
   ЕНиР, § 2-1-45, табл. 3, № 2, а  | 
  
   Уплотнение щебеночного слоя  | 
  
   Землекоп 3 разр. - 1  | 
  
   »  | 
  
   1,2  | 
  
   1,95  | 
  
   1-08  | 
  
   2,34-  | 
  
   1-29  | 
 
| 
   ТНиР, § Т1-40, № 3 (применительно)  | 
  
   Укладка железобетонных плит самоходным краном  | 
  
   Машинист крана  | 
  
   »  | 
  
   1,2  | 
  
   37 (7,4)  | 
  
   21-74  | 
  
   44,4  | 
  
   26-08  | 
 
| 
   5 разр. - 1  | 
 ||||||||
| 
   Мостовщики  | 
 ||||||||
| 
   4 разр. - 2  | 
 ||||||||
| 
   Такелажники  | 
 ||||||||
| 
   2 разр. - 2  | 
 ||||||||
| 
   ЕНиР, § 4-4 - 98  | 
  
   Бетонирование дна гасителя вручную  | 
  
   Бетонщики:  | 
  
   1 м3  | 
  
   0,3  | 
  
   3,1  | 
  
   1-79  | 
  
   0,93  | 
  
   0-54  | 
 
| 
   4 разр. - 1 3 разр. - 2  | 
 ||||||||
| 
   ЕНиР, § 17-31, № 1  | 
  
   Уход за бетоном засыпкой песком  | 
  
   Дорожный  | 
  
   100 м2  | 
  
   0,06  | 
  
   4,2  | 
  
   1-84  | 
  
   0,25  | 
  
   0-11  | 
 
| 
   рабочий  | 
 ||||||||
| 
   1 разр. - 1  | 
 ||||||||
| 
   ТНиР, § Т92-1 - 5, № 5  | 
  
   Заполнение швов между плитами цементным раствором  | 
  
   Дорожные рабочие: 3 разр. - 2 2 разр. - 2  | 
  
   100 м  | 
  
   5,4  | 
  
   4,6  | 
  
   2-41  | 
  
   24,84  | 
  
   13-01  | 
 
| 
   
  | 
  
   Итого: на 120 м2  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   110,3  | 
  
   59-97  | 
 
| 
   на 100 м2  | 
  
   -  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   91,9 (11,5 чел-дн)  | 
  
   49-97  | 
 
| 
   Наименование показателей  | 
  
   По калькуляции А  | 
  
   По графику Б  | 
  
   На сколько процентов показатели
  по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции   | 
 
| 
   Трудоёмкость работ при устройстве 100м2 быстротока с водобойным уступом, чел.-дн.  | 
  
   11,5  | 
  
   9,4  | 
  
   -18,3  | 
 
| 
   Средний разряд рабочих  | 
  
   2,8  | 
  
   2,8  | 
  
   -  | 
 
| 
   Среднедневная заработная плата на одного рабочего, руб.-коп.  | 
  
   4-34  | 
  
   5-31  | 
  
   +22,3  | 
 
А. Основные материалы
| 
   Наименование материалов  | 
  
   Количество  | 
 
| 
   Бетонные плиты размером 0,49×0,49×0,1м, шт.  | 
  
   576  | 
 
| 
   Щебень фракции 15-40 мм для основания м3  | 
  
   7,2  | 
 
| 
   Цементный раствор м3  | 
  
   1,03  | 
 
| 
   Песок для ухода за бетоном, м3  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   Блок водобойного уступа, шт.  | 
  
   1  | 
 
| 
   Блок лотка, шт.  | 
  
   2  | 
 
B. Машины, оборудование, инструменты, инвентарь
| 
   Наименование  | 
  
   ГОСТ, марка  | 
  
   Количество  | 
 
| 
   Экскаватор  | 
  
   ЭО-1621 (Э153А)  | 
  
   1  | 
 
| 
   Автокран  | 
  
   КС-2562  | 
  
   1  | 
 
| 
   Автомобиль-самосвал  | 
  
   МАЗ-503  | 
  
   По расчету  | 
 
| 
   Нивелир  | 
  
   ГОСТ 10528-76  | 
  
   1  | 
 
| 
   Рейка нивелирная  | 
  
   ГОСТ 11158-76  | 
  
   2  | 
 
| 
   Лопата стальная строительная  | 
  
   ГОСТ 3620-76  | 
  
   5  | 
 
| 
   Рулетка измерительная металлическая  | 
  
   ГОСТ 7502-69  | 
  
   1  | 
 
| 
   Шуровка металлическая  | 
  
   -  | 
  
   2  | 
 
| 
   Трамбовка электрическая  | 
  
   ГОСТ 20773-75  | 
  
   1  | 
 
| 
   Кельма (мастерок) типа КБ  | 
  
   ГОСТ 9533-71  | 
  
   3  | 
 
| 
   Лом стальной строительный ЛМ-32  | 
  
   ГОСТ 1405-72  | 
  
   3  | 
 
| 
   Колышки  | 
  
   Изготавливаются на месте  | 
  
   40  | 
 
| 
   Уровень строительный длиной 1м  | 
  
   ГОСТ 9416-76  | 
  
   1  | 
 
| 
   Ведро железное  | 
  
   -  | 
  
   3  | 
 
| 
   Кисть малярная  | 
  
   ГОСТ 10597-70  | 
  
   3  | 
 
| 
   Метла  | 
  
   -  | 
  
   3  | 
 
| 
   Шнур  | 
  
   ГОСТ 5107-70  | 
  
   2  | 
 
| 
   Контролируемые параметры  | 
  
   Предельные отклонения  | 
  
   
 Схема быстротока с водобойным уступом с указанием отклонений 1-щебеночное основание; 2-железобетонные плиты  | 
 
| 
   Крутизна откосов, %  | 
  
   Δ1=+10  | 
 |
| 
   Размеры кювета:  | 
  
   
  | 
 |
| 
   глубина (h), %  | 
  
   Δ2=±10h  | 
 |
| 
   ширина, см  | 
  
   Δ3=±5  | 
 |
| 
   Толщина слоя щебеночного основания (Я), %  | 
  
   Δ4=±10H  | 
 |
| 
   Положение плит относительно друг  | 
  
   Δ5=±5  | 
 |
| 
   Ровность планировки откосов и
  дна  | 
  
   Δ6=±5  | 
 |
| 
   Величина зазора между плитами, мм  | 
  
   Δ7=±5  | 
 
| 
   I  | 
  
   Основные операции, подлежащие контролю  | 
  
   Устройство кювета  | 
  
   Устройство щебеночного основания  | 
  
   Укладка бетонных плит  | 
 
| 
   II  | 
  
   Состав контроля  | 
  
   1. Глубина кювета. 2. Ширина кювета. 3. Ровность откосов и дна. 4. Крутизна откосов кювета  | 
  
   Ровность и толщина слоя основания  | 
  
   1. Положение плит относительно друг друга.  | 
 
| 
   III  | 
  
   Метод и средства контроля  | 
  
   Измерительный.  | 
  
   Измерительный.  | 
  
   Измерительный. 1. Шнур.  | 
 
| 
   1. Нивелир, визирки.  | 
 ||||
| 
   2. Рулетка металлическая.  | 
  
   Нивелир, визирки, шаблон  | 
  
   2. Линейка, визирка  | 
 ||
| 
   3. Шаблон, рейка.  | 
 ||||
| 
   4. Уклономер  | 
 ||||
| 
   IV  | 
  
   Режим и объем контроля  | 
  
   1. Через каждые 20 м нивелиром.  | 
  
   Через каждые 30 м  | 
  
   Постоянно  | 
 
| 
   2. Через каждые 20 м.  | 
 ||||
| 
   3, 4. Промеры через 3 м и на концевых участках  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||
| 
   V  | 
  
   Лицо, контролирующее операцию  | 
  
   Мастер, геодезист  | 
  
   Мастер  | 
 |
| 
   VI  | 
  
   Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля  | 
  
   Прораб  | 
 ||
| 
   VII  | 
  
   Привлекаемые подразделения для контроля  | 
  
   Геодезическая служба  | 
  
   -  | 
 |
| 
   VIII  | 
  
   Где регистрируются результаты контроля  | 
  
   Общий журнал работ, акт на скрытые работы  | 
  
   Общий журнал работ, акт приемки работ  | 
 |