ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
| 
   
  | 
  
   НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  | 
  
   ГОСТ
  Р  | 
 
| 
   
  | 
  
   Москва Стандартинформ 2006  | 
 
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Содержание
| 
   
 4 Категории автомобильных дорог 5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог  | 
 
ГОСТ Р 52398-2005
Основные параметры и требования
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
| 
   Класс автомобильной дороги  | 
  
   Категория автомобильной дороги  | 
  
   Общее количество полос движения  | 
  
   Ширина полосы движения, м  | 
  
   Центральная разделительная полоса  | 
  
   Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками  | 
  
   Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями  | 
  
   Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне  | 
 
| 
   Автомагистраль  | 
  
   IA  | 
  
   4 и более  | 
  
   3,75  | 
  
   Обязательна  | 
  
   В разных уровнях  | 
  
   Не допускается  | 
 |
| 
   Скоростная дорога  | 
  
   IБ  | 
  
   4 и более  | 
  
   3,75  | 
  
   Допускается без пересечения прямого направления  | 
 |||
| 
   Дорога обычного типа (нескоростная дорога)  | 
  
   IB  | 
  
   4 и более1)  | 
  
   3,75  | 
  
   Обязательна  | 
  
   Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием  | 
  
   В разных уровнях  | 
 |
| 
   II  | 
  
   4  | 
  
   3,5  | 
  
   Допускается отсутствие2)  | 
  
   Допускается  | 
 |||
| 
   2 или 33)  | 
  
   3,75  | 
  
   Не требуется  | 
  
   Допускаются пересечения в одном уровне4)  | 
 ||||
| 
   III  | 
  
   2  | 
  
   3,5  | 
 |||||
| 
   IV  | 
  
   2  | 
  
   3,0  | 
  
   Допускаются пересечения в одном уровне  | 
 ||||
| 
   V  | 
  
   1  | 
  
   4,5 и более  | 
 |||||
| 
   1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. 2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. 3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. 4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).  | 
 |||||||
Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги