| 
   МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
  СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR
  SNANDARDIZATION, METROLOGY AND CERNIFICATION  | 
 |
| 
   МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ  | 
  
   ГОСТ  | 
 
УСТРОЙСТВА
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
| 
   
  | 
  
   Москва Стандартинформ 2006  | 
 
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Закрытым акционерным обществом «Инженерный промышленный концерн «Страж» (ЗАО ИПК «Страж»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 26 от 8 декабря 
За принятие стандарта проголосовали:
| 
   Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97  | 
  
   Код страны по MK (ИСО 3166) 004-97  | 
  
   Сокращенное наименование национального органа по стандартизации  | 
 
| 
   Азербайджан  | 
  
   AZ  | 
  
   Азстандарт  | 
 
| 
   Армения  | 
  
   AM  | 
  
   Армстандарт  | 
 
| 
   Беларусь  | 
  
   BY  | 
  
   Госстандарт Республики Беларусь  | 
 
| 
   Грузия  | 
  
   GE  | 
  
   Грузстандарт  | 
 
| 
   Казахстан  | 
  
   KZ  | 
  
   Госстандарт Республики Казахстан  | 
 
| 
   Кызгызстан  | 
  
   KG  | 
  
   Кыргызстандарт  | 
 
| 
   Молдова  | 
  
   MD  | 
  
   Молдова-Стандарт  | 
 
| 
   Российская Федерация  | 
  
   RU  | 
  
   Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии  | 
 
| 
   Таджикистан  | 
  
   TJ  | 
  
   Таджикстандарт  | 
 
| 
   Туркменистан  | 
  
   TM  | 
  
   Главгосслужба «Туркменстандартлары»  | 
 
| 
   Узбекистан  | 
  
   UZ  | 
  
   Узстандарт  | 
 
| 
   Украина  | 
  
   UA  | 
  
   Госпотребстандарт Украины  | 
 
4 Настоящий стандарт идентичен ГОСТ Р 51913-2002 «Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования»
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Содержание
| 
   МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ  | 
 
| 
   УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Общие технические требования Locking-sealing devices for transport and general and special purposes containers. General technical requirements  | 
 
Дата введения 2006-01-01
Настоящий стандарт распространяется на запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), предназначенные для автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта и контейнеров общего и специального назначения, и устанавливает общие технические требования к ним.
Требования стандарта распространяются на ЗПУ, применяемые для пломбирования стационарных объектов.
Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты и классификаторы:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 22638-89 Ящики дощатые из листовых древесных материалов для изделий электронной техники. Технические условия
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 30302-95/ГОСТ Р 50610-93 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации
ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 31282-2004 Устройства пломбировочные. Классификация
МК (ИСО 3166) 004-97 Межгосударственный классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31282-2004 (ЗПУ и их составные элементы), а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспорт общего пользования: по ГОСТ 30596-97.
3.2 контейнеры общего назначения: по [1].
3.3 контейнеры специального назначения: по ГОСТ 30302-95, [2] - [5]
4.1 Пломбирование транспорта, грузовых единиц и контейнеров общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения сохранности и качества перевозимого груза, а также индикации фактов несанкционированного доступа к грузам при хранении и транспортировании.
4.2 Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ 31282-2004. а также нормативных документов на конкретные виды ЗПУ, утвержденных в установленном порядке с учетом правил, действующих на различных видах транспорта.
4.3 Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ, соответствующих требованиям раздела 6.
5.1 Классификация ЗПУ - в соответствии с ГОСТ 31282-2004.
5.2 Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ, указанные в таблице 1.
Таблица 1-Типы ЗПУ
| 
   Класс  | 
  
   Вид по уровню механической защиты  | 
  
   Группа защитных свойств от подмены и подделки  | 
  
   Подгруппа устойчивости к несанкционированному (криминальному) вскрытию  | 
  
   Типы по внешним конструктивным признакам  | 
  
  ||
| 
   Наименование  | 
  
   Полный код типа  | 
  
  |||||
| 
   С - силовые ЗПУ  | 
  
   Усиленные силовые  | 
  
   Стойкие  | 
  
   Наивысшей устойчивости  | 
  
   Канатные  | 
  
   С1311, С1411, С1421, С2311, С2411, С2421, С3311, С3411, С3421  | 
  
  |
| 
   Стержневые  | 
  
   С1312, С1412, С1422, С2312, С2412, С2422, С3312, С3412, С3422  | 
  
  |||||
| 
   Силовые  | 
  
   Нормальной стойкости  | 
  
   Устойчивые  | 
  
  ||||
| 
   Замковые  | 
  
   С1313, С1413, С1423, С2313, С2413, С2423, С3313, С3413, С3423  | 
  
  |||||
| 
   Нормальные  | 
  
  ||||||
| 
   Прочие  | 
  
   С1317, С1417, С1427, С2317, С2417, С2427, С3317, С3417, С3427  | 
  
  |||||
6.1.1 ЗПУ должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через запираемые устройства транспортных средств и контейнеров (двери, люки, заливные горловины, сливные и дренажные отверстия) путем индикации факта доступа к грузу.
6.1.2 ЗПУ должны быть одноразового использования. Конструкция ЗПУ должна препятствовать снятию его с транспортного средства или контейнера без нарушения целостности конструкции, которая должна определяться как визуально, так и в случае необходимости с применением приборов и специальных методов исследования. Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного использования как самого ЗПУ, так и его составных частей после снятия.
6.1.3 В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного элемента с нанесенной на него информацией (контрольным знаком и др.).
6.1.4 ЗПУ следует выпускать в следующем исполнении:
| 
   УХЛ1 (по ГОСТ 15150-69)  | 
  
   - для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом;  | 
 
| 
   ОМ1 (по ГОСТ 15150-69)  | 
  
   - для применения на морском транспорте для судов неограниченного района плавания;  | 
 
| 
   В1 (по ГОСТ 15150-69)  | 
  
   - для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех макроклиматических районах на суше и на море, кроме макроклиматического района с очень холодным климатом;  | 
 
| 
   химически и радиационно стойкие  | 
  
   - для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников радиационного излучения. В данном исполнении ЗПУ выпускают по требованию заказчика.  | 
 
6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать плавное без заеданий замыкание с усилием, не превышающим 70 Н. Для конкретных типов ЗПУ усилие замыкания выбирают из ряда: 15; 30; 50; 70 Н.
6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
| 
   Вид ЗПУ  | 
  
   Диапазон усилий разрушения, кН (кгс)  | 
  
   Предельно допустимое растягивающее усилие, кН  | 
 
| 
   С1 - усиленные силовые  | 
  
   Св. 20 (2000)  | 
  
   20, 24, 30, 40, 50, 60  | 
 
| 
   С2 - силовые  | 
  
   Св. 10 до 20 включ. (Св. 1000 до 2000 включ.)  | 
  
   10; 12; 15: 18,5  | 
 
| 
   СЗ - нормальные  | 
  
   Св. 1,0 до 10 включ. (Св. 100 до 1000 включ.)  | 
  
   1,0; 1,1; 1,6: 2,4; 3,5; 5,0; 7,0; 9,5  | 
 
Значения предельно допустимых растягивающих усилий, выдерживаемых ЗПУ без разрушения, устанавливают в нормативных документах на конкретные виды и типы. Допускается вместо предела прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения (разрыва) ЗПУ.
6.2.3 Суммарное увеличение максимального размера петли, образованной гибким блокирующим
элементом (канатного, ленточного, проволочного и др. типа) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно
допустимых растягивающих усилий в соответствии с 6.2.2, не должно превышать 
Примечание - В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ допускается устанавливать сползание корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего элемента.
6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения устанавливается допуск. не превышающий 30 % номинального усилия разрушения.
Примечание - Критериями разрушения (разрыва) ЗПУ являются:
разрыв силового элемента (каната, стержня) при воздействии усилий, не превышающих предельно допустимые для конкретного типа ЗПУ (6.2.2);
вытягивание гибкого блокирующего элемента корпуса под воздействием усилий превышающих предельно допустимые (6.2.3);
разрушение корпуса;
разъединение составных частей ЗПУ.
6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим факторам (ВВФ)
6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять работоспособность во время воздействия
- синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот;
- многократных ударов;
- одиночных ударов.
6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ - по ГОСТ 30631-99 для групп механического исполнения:
М3О - для автомобильного транспорта;
М25 - для железнодорожного транспорта;
М46 - для водного транспорта;
М21(Б) - для авиационного транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми видами транспорта.
6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ
6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к следующим климатическим факторам:
- воздействию изменения температуры окружающей среды: верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры;
- воздействию верхнего значения относительной влажности воздуха;
- воздействию соляного (морского) тумана (для исполнения ОМ1 и В1);
- обливанию морской водой (для исполнения ОМ1 и В1);
- выпадению инея (для исполнения (УХЛ1).
Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред, радиационного излучения предъявляются к ЗПУ, предназначенным для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклидов и источников радиационного излучения.
6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150-69. При этом верхнее предельное значение рабочей температуры окружающей среды для ЗПУ, эксплуатируемых на открытом воздухе, должно приниматься с учетом поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С (кроме исполнения ОМ1).
6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно превышать 5 % номинального значения, установленного в стандартах и других нормативных документах на конкретные типы ЗПУ.
6.2.8 ЗПУ должны иметь форму, удобную для работы с ними, исключающую травмы работников.
6.3.1 Конструкция ЗПУ, а также наносимая на ЗПУ информация должны исключать возможность изготовления дубликатов устройств и их составных частей вне заводских условий (в местах погрузки и выгрузки, в пути следования).
6.3.2 Стойкость защитных свойств ЗПУ (степень защиты от подмены и подделки) в зависимости от количества, вида и методов контроля индивидуальных идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3
| 
   Класс  | 
  
   Вид по уровню механической защиты  | 
  
   Группа защитных свойств  | 
 |||
| 
   Наименование  | 
  
   Код  | 
  
   Количество идентификационных признаков контролируемых  | 
 |||
| 
   визуально  | 
  
   приборами  | 
 ||||
| 
   С  | 
  
   Усиленные силовые  | 
  
   Стойкие  | 
  
   3  | 
  
   Св.6  | 
  
   Св. 1 до 3 включ.  | 
 
| 
   Силовые  | 
  
   Нормальной стойкости  | 
  
   4  | 
  
   Св.6  | 
  
   1  | 
 |
6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами) составляющих его элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на объект, должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4
| 
   Класс  | 
  
   Вид по уровню механической защиты  | 
  
   Группа защитных свойств  | 
  
   Подгруппа по устойчивости к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию  | 
 ||
| 
   Наименование  | 
  
   Код  | 
  
   Показатель устойчивости, нормоминуты  | 
 |||
| 
   С  | 
  
   Усиленные силовые  | 
  
   Стойкие  | 
  
   Наивысшей устойчивости  | 
  
   1  | 
  
   Св. 60 до 100 включ.  | 
 
| 
   Силовые  | 
  
   Нормальной стойкости  | 
  
   Устойчивые  | 
  
   2  | 
  
   От 31 до 60 включ.  | 
 |
| 
   Нормальные  | 
 |||||
| 
   Примечание - При проведении испытаний изделий на соответствие данному нормативу следует учитывать поправочные коэффициенты, зависящие от оснащенности экспертов инструментами: типовыми (покупными) и/или специальными.  | 
 |||||
6.4.1 Материалы, полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия должны проходить входной контроль у изготовителя ЗПУ.
6.4.2 При входном контроле должно быть проверено:
- наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой выпуска;
- остаточный срок сохранности (срок службы);
- состояние упаковки;
- соответствие маркировки сопроводительным документам на поставку;
- количество материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий) в единице упаковки;
- соответствие внешнего вида описанию, отсутствие внешних дефектов (трещин, сколов, вмятин, деформаций, расслоения, нарушения покрытий и маркировки);
- основные габаритные размеры;
- масса единицы продукции;
нормированное усилие разрыва (см. примечания к настоящему пункту) материала (заготовки) для гибкого силового элемента (каната, ленты);
- другие характеристики материала, заготовки, полуфабриката (поверхностная твердость, ударная вязкость, химический состав) (см. примечания), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ.
Проверку проводят на образцах, взятых от каждой товарной партии материала (заготовки, полуфабриката) одной марки (типа) (см. примечания).
Примечание
1 Не допускается применение материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий:
- с просроченным гарантийным сроком;
- с остаточным сроком сохраняемости менее срока службы ЗПУ.
2 Не допускается применение материала (заготовки) для гибкого силового элемента, измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на поставку.
6.5.1 Гальванические и лакокрасочные покрытия должны обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения.
6.5.2 Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 9.301-86 и ГОСТ 9.302-88.
6.6.1 Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие контрастные цвета, выделяющие ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и не затеняющие нанесенную на ЗПУ маркировку. ЗПУ, используемые для перевозки опасных грузов, должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета, соответствующие цвету фона знака опасности, маркируемого на грузовой единице (ГОСТ 19433-88).
6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку:
- товарный знак (логотип) предприятия - изготовителя ЗПУ;
- идентификационный номер ЗПУ (семиразрядный буквенно-цифровой код);
- наименование (тип) ЗПУ;
- дату выпуска ЗПУ (две последние цифры года выпуска).
Дополнительно, при необходимости, на ЗПУ могут наноситься: наименование (аббревиатура) и логотип грузоотправителя или другого предприятия, использующего пломбы; указание о территориальной принадлежности (регион); штриховой код грузоотправителя; специальные защитные и голографические знаки; прочая информация (рекламного и другого характера).
Маркировка должна быть четкой, разборчивой, распознаваемой (читаемой) при осмотре, контроле и экспертизе ЗПУ.
6.6.3 Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными идентификационными номерами (контрольными знаками) не допускается.
6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен считываться с расстояния 
6.7.1 ЗПУ должны обеспечивать условия пожаровзрывобезопасности при эксплуатации (ГОСТ 12.1.004-91).
6.7.2 Материалы и покрытия, используемые при изготовлении ЗПУ, должны иметь гигиенические сертификаты безопасности, подтверждающие отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействий на пользователей, не должны вызывать химических реакций и образовывать химические соединения с перевозимыми грузами, включая нефтепродукты, топлива, масла, а также вызывать их возгорание.
6.7.3 ЗПУ должны обеспечивать безопасную (без механических травм или иного ущерба для здоровья людей) работу персонала при установке, снятии и обслуживании ЗПУ (ГОСТ 12.2.003-91).
6.8.1 Срок службы ЗПУ - не менее 5 лет.
6.8.2 Правилами применения ЗПУ может быть установлен более короткий допустимый срок службы, включая хранение и применение по назначению.
6.9.1 Упаковка ЗПУ должна проводиться согласно ГОСТ 23170-78 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и хранении в течение срока службы.
6.9.2 Хранение и внутренняя упаковка ЗПУ - по ГОСТ 9.014-78 с учетом условий транспортирования и хранения.
6.9.3 В качестве транспортной тары можно использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511-86 и ГОСТ 22638-89 или упаковку из полимерных материалов. По согласованию с заказчиком допускается
применение транспортной тары из картона и других материалов. Количество изделий в транспортной
таре должно быть равно 10. Внутрь ящика в полиэтиленовом пакете кладут паспорт, заполненный
службой технического контроля (ОТК) изготовителя, и сопроводительные документы. Масса брутто
транспортной тары вместе с упакованными изделиями не должна превышать 
6.9.4 Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требований ГОСТ 14192-96.
6.10.1 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании любым видом транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный, а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах, вагонах, трюмах без ограничения дальности перевозки. Допускается перевозка ЗПУ в открытых автомобилях, на палубах судов с защитой от прямого воздействия атмосферных осадков.
6.10.2 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида климатического исполнения ОЖ4 по группе условий хранения 5 по ГОСТ 15150-69 в течение всего срока службы изделия.
6.10.3 ЗПУ при транспортировании должны быть устойчивы к воздействию механических факторов по ГОСТ 23216-78 и соответствовать группе Ж - жесткие.
6.11.1 Испытания и приемка серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ 15.309-98 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и типы ЗПУ, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Приемочные испытания опытных партий ЗПУ, квалификационные испытания установочных партий и типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытаний, согласованным с заказчиком.
6.11.2 Приемосдаточным испытаниям (ПСИ) подвергают все образцы выпускаемой продукции, прошедшие технический контроль на соответствие нормативным документам. Периодическим испытаниям (ПИ) подвергают образцы продукции, прошедшие ПСИ, в количестве, установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ. Отбор образцов должен соответствовать ГОСТ 18321-73.
6.11.3 Испытания проводят в нормальных климатических условиях (НКУ) по ГОСТ 15150-69.
6.11.4 Методы испытаний ЗПУ на стойкость к внешним воздействующим факторам (механическим, климатическим, агрессивных и специальных сред и др.) - по ГОСТ 30630.0.0-99, ГОСТ 30630.1.2-99, [6] - [9], устанавливающим методы проведения данных видов испытаний.
6.11.5 При проведении испытаний на стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов или после их прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1 - 6.2.3, а также 6.7 после воздействия климатических ВВФ. При испытаниях на стойкость к механическим ВВФ проверку требований 6.2.1 - 6.2.3 проводят после завершения всех видов механических воздействий, указанных в 6.2.5.1. Испытания на стойкость к выпадению инея допускается совмещать с испытаниями на стойкость к изменению температуры окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего значения температуры. При испытаниях на стойкость к воздействию соляного (морского) тумана допускается проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.
6.11.6 Специальные виды испытаний на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию, специфичные для конкретного вида ЗПУ, проводят по методикам, разработанным с учетом требований [10]. Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и радиоактивных излучений проводят специализированные организации по методикам, согласованным с заказчиком.
6.11.7 При проведении всех видов испытаний решающими признаками являются критерии разрушения (разрыва) ЗПУ в соответствии с 6.2.4 и невыполнение требования 6.6.4.
6.11.8 Виды и последовательность испытаний приведены в таблице 5.
Таблица 5
| 
   Технические требования, проверяемые при испытаниях ЗПУ  | 
  
   Пункт настоящего стандарта  | 
  
   Категория испытаний  | 
 ||
| 
   ПСИ  | 
  
   ПИ  | 
  
   СИ  | 
 ||
| 
   1 Замыкание при установке  | 
  
   +1  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   2 Работоспособность при растяжении  | 
  
   +2  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   3 Максимальный размер петли (для ЗПУ канатного типа)  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   4 Усилие разрушения (для ЗПУ с нормируемым усилием разрыва)  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   5 Работоспособность при синусоидальной вибрации  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   6 Работоспособность при многократных ударах  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   7 Работоспособность при одиночных ударах  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   8 Стойкость к изменению температуры: воздействие верхнего значения температуры воздействие нижнего значения температуры  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   9 Стойкость к воздействию верхнего значения влажности воздуха  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   10 Стойкость к воздействию соляного (морского) тумана (для исполнений ОМ1 и В1)  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   11 Стойкость при обливании морской водой (для исполнений ОМ1 и В1)  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   12 Стойкость при выпадении инея (для исполнения УХЛ1)  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   13 Масса  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   14 Стойкость защитных свойств  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
 |
| 
   15 Устойчивость к неразрушающему криминальному вскрытию  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
 |
| 
   16 Требования к материалам, полуфабрикатам, покупным комплектующим изделиям  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |
| 
   17 Требования к покрытиям  | 
  
   +3  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   18 Проверка соблюдения требований по безопасности  | 
  
   +3  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   19 Срок службы изделия  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   +4  | 
 |
| 
   20 Проверка соответствия:  | 
  
   
  | 
 |||
| 
   - комплектности  | 
  
   +  | 
  
   +5  | 
  
   +5  | 
 |
| 
   - консервации  | 
  
   +  | 
  
   +5  | 
  
   +5  | 
 |
| 
   - маркировки  | 
  
   +3  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |
| 
   1 Проверяют специальным калибром. 2 Проверяют на отдельных образцах до окраски и маркировки ЗПУ. 3 Проверяют внешним осмотром. 4 Проводят в виде самостоятельных испытаний на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных приемочных испытаний опытных образцов. 5 Проводят при выборке изделий. Примечания 1 Знак «+» означает, что испытания проводят; знак «-» означает, что испытания не проводят. 2 Допускается изменять последовательность проведения испытаний. 3 Для конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытаний.  | 
 ||||
А.1 ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства транспортных средств и контейнеров. Установка ЗПУ исключает несанкционированный доступ к грузу. Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с помощью внешнего осмотра.
А.2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства транспортных средств и контейнеров.
А.З ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ.
А.4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель в зависимости от вида груза, его количества и стоимости, степени опасности, типа транспорта, дальности перевозки, необходимости остановок в пути, возможности проведения досмотров в процессе перевозки.
Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б.
А.5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ, отпускаемых потребителям. По запросу органов, контролирующих автотранспортные перевозки, а также страховых компаний изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных организациям ЗПУ для проведения расследований по несохранным перевозкам и при необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их состояния.
А.6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в присутствии грузоперевозчика, а в случае страхования груза - в присутствии представителя страховой компании. При этом допускается установка дополнительных пломб страховой компании,
А.7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную накладную сведения о пломбировании транспортного средства или контейнера, включая количество и типы (марки) ЗПУ, их идентификационные номера, места установки пломб, фамилию и подпись лица, установившего пломбы.
А.8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в целостности ЗПУ и проверить соответствие нанесенной на них информации сведениям, указанным в транспортной накладной.
А.9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути следования, сопровождающегося вскрытием транспортного средства или контейнера, повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов.
После досмотра груза допускается установка дополнительных пломб грузоперевозчика, осуществляющего указанную перевозку.
В транспортной накладной должна быть сделана отметка о снятии пломбы, досмотре транспортного средства или контейнера и установке новой пломбы с указанием должности, фамилии и подписи лица, проводившего досмотр и последующее пломбирование, даты и времени досмотра, типа и номера вновь установленной пломбы. При всех случаях повторного пломбирования транспортного средства, контейнера грузоперевозчик сохраняет снятые пломбы и представляет их грузополучателю для отчета и контроля.
А.10 Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны обеспечить строгий учет поступления, хранения и расходования ЗПУ с обязательным указанием лиц, получивших ЗПУ, дат получения (выдачи) ЗПУ и номеров транспортных накладных, а также другие необходимые данные для учета пломб. Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние, исключающее возможность их доработки и повторной установки.
Таблица Б.1
| 
   Класс  | 
  
   Вид  | 
  
   Группа  | 
  
   Подгруппа  | 
  
   Тип  | 
  
   Примеры применения  | 
 
| 
   С - Силовые ЗПУ  | 
  
   Усиленные силовые F = 20 кН  | 
  
   Нормальной стойкости  | 
  
   Наивысшей устойчивости t≥60 нормоминут  | 
  
   Тросовые  | 
  
   Для пломбирования широкого спектра транспортных средств грузоподъемностью более 10 т, а также крупнотоннажных контейнеров для интермодальных перевозок, требующих высокого уровня защиты транспортного средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству, а также в качестве таможенной пломбы.  | 
 
| 
   Силовые F= 10-20 кН  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стержневые, тросовые  | 
  
   Рекомендуется применять для пломбирования транспортных средств и контейнеров средней грузоподъемностью от 3,5 до 10 т, используемых для перевозки грузов  | 
 |
| 
   Нормальные F=1,5-10 кН  | 
  
   Стойкие  | 
  
   Устойчивые t=31 – 60 нормоминут  | 
  
   Тросовые  | 
  
   Для пломбирования транспортных средств и контейнеров малой грузоподъемностью до 3,5 т, цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических веществ, а также в качестве таможенной пломбы  | 
 |
| 
   Примечание - При выборе конкретного типа ЗПУ для пломбирования транспорта общего пользования и контейнеров рекомендуется предусматривать, чтобы относительные затраты на пломбирование были дифференцированы в зависимости от типа груза.  | 
 |||||
| 
   ГОСТ 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения  | 
 |
| 
   ИСО 668-95* Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и масса  | 
 |
| 
   [3]  | 
  
   ГОСТ Р 52076-2003 (1496-3-96) Контейнеры грузовые серии 1. Общие технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением  | 
 
| 
   [4]  | 
  
   ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические  | 
 
| 
   ИСО 1496-5-96* Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 5. Контейнеры-платформы и контейнеры на базе платформ  | 
 |
| 
   ГОСТ Р 51368-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на устойчивость к воздействию температуры  | 
 |
| 
   [7]  | 
  
   ГОСТ Р 51369-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие влажности  | 
 
| 
   [8]  | 
  
   ГОСТ Р 51371-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов  | 
 
| 
   ГОСТ Р 51372-99 Методы ускоренных испытаний на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделий, материалов и систем материалов. Общие положения  | 
 |
| 
   ГОСТ Р 51053-97 Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому  | 
  
 
Ключевые слова: запорно-пломбировочные устройства, транспорт общего пользования, контейнеры общего назначения, контейнеры специального назначения, усиленные силовые запорно-пломбировочные устройства, силовые запорно-пломбировочные устройства, нормальные запорно-пломбировочные устройства, предельно допустимые растягивающие усилия, усилие разрушения, наивысшая устойчивость, устойчивые запорно-пломбировочные устройства, виброустойчивость.