Министерство транспорта Российской Федерации 
Государственная служба дорожного хозяйства 
(Росавтодор)
Центр 
организации труда и экономических 
методов управления 
(Центроргтруд)
СБОРНИК КАРТ 
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, 
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Укрепление обочин 
гравийно-песчаной смесью
КТП-8.01-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
(Выпуск 8)
Москва, 2002 г.
Сборник карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Выпуск 8. М.: Центроргтруд, 2002.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
СОДЕРЖАНИЕ
| 
   1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2  | 
 
| 
   Карта
    | 
  
  
   Укрепление обочин   | 
  
  
   Разработана ГП   | 
  
 
| 
   КТП-8.01-2002 (Е17-1-2; Е17-3-15; Е17-2-3)  | 
  
  
   Взамен КТ-4.19.90  | 
  
 
1.1. Карта предназначена для организации труда звена при укреплении обочин гравийно-песчаной смесью слоем 10 см при ширине укрепляемой части обочин 2 м.
1.2. Показатели производительности труда:
| 
    № п/п  | 
   
   
    Наименование показателей  | 
   
   
    Единица измерения  | 
   
   
    Величина показателей  | 
   
  |
| 
    по ЕНиР  | 
   
   
    по карте  | 
   
  |||
| 
   1.  | 
  
  
   Выработка на 1 чел.-день  | 
  
  
   м2  | 
  
  
   842  | 
  
  
   899  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Затраты труда на 100 м2  | 
  
  
   чел.-час  | 
  
  
   0,95  | 
  
  
   0,89  | 
  
 
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Повышение производительности труда достигается за счет правильной организации труда машинистов, выбора рациональной схемы работы.
Использование методов и приемов труда, рекомендуемых картой, позволит снизить затраты труда и повысить выработку на 7 %.
2.1. До начала работ необходимо:
спланировать обочины, которые должны иметь ровную поверхность с поперечным уклоном к бровке полотна для стока дождевых и талых вод;
подготовить подъездные пути для доставки гравийно-песчаной смеси и временные съезды с земляного полотна;
оградить участок работы;
завезти на обочины гравийно-песчаную смесь и складировать в конуса, расстояние между которыми принято с таким расчетом, чтобы при разравнивании материала, его было достаточно для получения слоя толщиной 10 см.
2.2. Поперечный уклон обочин должен на 10 - 30 % превышать уклон проезжей части дороги и составлять 40 - 60 %.
2.3. Нормой укатки учитывается перекрытие предыдущего следа на 1/3 ширины барабана катка.
2.4. Все работы должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001, Правил и инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.1. Исполнители
| 
   1.  | 
  
  
   Машинист автогрейдера ДЗ-31-1  | 
  
  
   6 разряд (М1)  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Машинист катка самоходного  | 
  
  
   5 разряд (М2)  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   3.  | 
  
  
   Машинист поливомоечной машины  | 
  
  
   4 разряд (М3)  | 
  
  
   1  | 
  
 
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
| 
    № п/п  | 
   
   
    Наименование  | 
   
   
    Кол-во  | 
   
  
| 
    1  | 
   
   
    2  | 
   
   
    3  | 
   
  
| 
   1.  | 
  
  
   Автогрейдер ДЗ-31-1, оборудованный системой «Профиль-1»  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Каток дорожный самоходный с гладкими вальцами массой 6 - 8 т  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   3.  | 
  
  
   Поливомоечная машина ПМ-130  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   4.  | 
  
  
   Уровень строительный длиной 1 м  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   5.  | 
  
  
   Рулетка измерительная металлическая  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   6.  | 
  
  
   Шаблон для проверки профиля  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   7.  | 
  
  
   Рейка длиной 3 м  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   8.  | 
  
  
   Лопата стальная строительная  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   9.  | 
  
  
   Мерная линейка  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   10.  | 
  
  
   Комплект ограждений и сигнальных знаков  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   3.3. Спецодежда и спецобувь.  | 
  
 ||
| 
   
  | 
  
  
   Машинист автогрейдера и поливомоечной машины  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   1.  | 
  
  
   Комбинезон хлопчатобумажный  | 
  
  
   2  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Рукавицы комбинированные двупалые Машинист катка самоходного  | 
  
  
   2 пары  | 
  
 
| 
   1.  | 
  
  
   Комбинезон хлопчатобумажный  | 
  
  
   1  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Ботинки кожаные  | 
  
  
   1 пара  | 
  
 
| 
   3.  | 
  
  
   Рукавицы комбинированные двупалые  | 
  
  
   1 пара  | 
  
 
4.1. Технологический процесс производства при укреплении обочин состоит из следующих операций:
- предварительная планировка поверхности слоя;
- распределение гравийно-песчаной смеси;
- поливка смеси поливомоечной машиной через распылительные сопла;
- уплотнение.
4.2. График трудового процесса

| 
    № п/п  | 
   
   
    Наименование операций  | 
   
   
    Характеристика приемов труда  | 
   
  
| 
    1  | 
   
   
    2  | 
   
   
    3  | 
   
  
| 
   1.  | 
  
  
   Предварительная планировка поверхности слоя  | 
  
  
   М1 запускает двигатель, дает предупредительный сигнал и делает предварительную планировку обочин. Движение автогрейдера производится с рабочей скоростью 3,5 - 4 км/час. Подбирает смесь в валик вторым и третьим проходами. Угол захвата 50 - 59°.  | 
  
 
| 
   2.  | 
  
  
   Распределение гравийно-песчаной смеси  | 
  
  
   М1 первый проход делает вдоль кромки проезжей части, сдвигает материал к бровке земляного полотна; - последующими (2, 3, 4) проходами перемещает смесь, распределяя ее по всей ширине обочины; - отвал устанавливается под углом захвата 50 - 55°, углом резания - 45 - 60°, углом наклона 2 - 3°; - движение автогрейдера производится на 2-й передаче со скоростью 3,5 - 4 км/час; - 5, 6, 7, 8 - проходами производится окончательное профилирование смеси по проектным отметкам с учетом коэффициента уплотнения. Работа производится в автоматическом режиме управления при чувствительности САР, близкой к максимальной, для этого: - опускается отвал до проектной отметки верха обочины; - регулируется толщина срезаемого слоя только левым (не автоматизированным) цилиндром подъема и опускания отвала в нужное положение.  | 
  
 
| 
   3.  | 
  
  
   Поливка смеси при укатке поливомоечной машиной через распылительные сопла  | 
  
  
   М3 производит поливку обочин водой во время уплотнения. Розлив воды производится равномерно по всей поверхности обочин. Норма розлива - 3 - 4 л/м2. Во время розлива следят за тем, чтобы не было размыва обочин (скорость движения при розливе 10 - 12 км/час).  | 
  
 
| 
   4.  | 
  
  
   Уплотнение обочин  | 
  
  
   М2 производит уплотнение смеси 20-ю проходами катка по одному следу. Первые 10 проходов по одному следу выполняют со скоростью 1,5 - 2,0 км/час; при последующих проходах скорость увеличивается до 4 - 5 км/час. По краям обочин на 2 - 3 прохода больше. Признаком окончания укатки служит отсутствие следа от прохода катка.  |