ГОСТ 30335-95
ГОСТ Р 50646-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
Термины и определения
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению», Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие проголосовали:
| 
   Наименование государства  | 
  
   Наименование национального органа по стандартизации  | 
 
| 
   Азербайджанская Республика  | 
  
   Азгосстандарт  | 
 
| 
   Республика Армения  | 
  
   Армгосстандарт  | 
 
| 
   Республика Беларусь  | 
  
   Госстандарт Республики Беларусь  | 
 
| 
   Республика Казахстан  | 
  
   Госстандарт Республики Казахстан  | 
 
| 
   Кыргызская Республика  | 
  
   Кыргызстандарт  | 
 
| 
   Республика Молдова  | 
  
   М олдовастандарт  | 
 
| 
   Российская Федерация  | 
  
   Госстандарт России  | 
 
| 
   Республика Таджикистан  | 
  
   Таджикстандарт  | 
 
| 
   Туркменистан  | 
  
   Главгосслужба «Туркменстандартлары»  | 
 
| 
   Республика Узбекистан  | 
  
   Узгосстандарт  | 
 
| 
   Украина  | 
  
   Госстандарт Украины  | 
 
3 Постановлением Госстандарта России от 12 марта 1996 г. № 164 ГОСТ 30335-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50546-94 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
| 
  
  
   3 Понятия в области стандартизации услуг 4 Понятия в области сертификации услуг 5 Понятия в области управления качеством услуг 
  | 
 
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
| 
   УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ Термины и определения Service for people. Terms and definitions  | 
 
Дата введения 1994-07-01
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Примечание - По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные
2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Примечание - Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.
3 социально-культурная услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.
Примечание - Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
4 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.
5 обслуживание: Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.
6 исполнитель: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
7 потребитель: Гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.
8 предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Примечание - Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания).
9 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.
10 заказ на услугу: Договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон.
11 время обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги.
12 время исполнения услуги: Установленный норматив времени на исполнение услуги.
13 правила обслуживания: Документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания.
14 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.
15 объект стандартизации: Услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.
16 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.
17 стандарт на услугу: стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению.
Примечание - Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.
18 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.
К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы.
19 технологический регламент на услугу: Документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги.
20 техническое описание на услугу: Документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом-моделью.
21 система сертификации услуг: Система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг.
22 система сертификации группы однородных услуг: Система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.
23 орган по сертификации услуг: Орган, проводящий сертификацию услуг.
24 аккредитация органа по сертификации услуг: Процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы.
25 сертификация услуг: Деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям.
26 объект сертификации в сфере услуг: Услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации.
27 сертифицируемая услуга: Услуга, предусмотренная к сертификации.
28 сертифицированная услуга: Услуга, прошедшая сертификацию.
29 знак соответствия: Зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям.
30 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
31 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
32 свойство услуги (обслуживания): Объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении).
33 показатель качества услуги (обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.
34 уровень качества услуги (обслуживания): Относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей.
35 контроль качества услуги (обслуживания): Совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.
36 система качества услуг: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.
| 
   Аккредитация органа по сертификации услуг  | 
  
   24  | 
 
| 
   Время исполнения услуги  | 
  
   12  | 
 
| 
   Время обслуживания  | 
  
   11  | 
 
| 
   Группа однородных услуг  | 
  
   16  | 
 
| 
   Документ на услугу технический  | 
  
   18  | 
 
| 
   Заказ на услугу  | 
  
   10  | 
 
| 
   Знак соответствия  | 
  
   29  | 
 
| 
   Исполнитель  | 
  
   6  | 
 
| 
   Качество обслуживания  | 
  
   31  | 
 
| 
   Качество услуги  | 
  
   30  | 
 
| 
   Контроль качества услуги (обслуживания)  | 
  
   35  | 
 
| 
   Обслуживание  | 
  
   5  | 
 
| 
   Объект сертификации в сфере услуг  | 
  
   26  | 
 
| 
   Объект стандартизации  | 
  
   15  | 
 
| 
   Описание на услугу техническое  | 
  
   20  | 
 
| 
   Орган по сертификации услуг  | 
  
   23  | 
 
| 
   Показатель качества услуги (обслуживания)  | 
  
   33  | 
 
| 
   Потребитель  | 
  
   7  | 
 
| 
   Правила обслуживания  | 
  
   13  | 
 
| 
   Предоставление услуги  | 
  
   8  | 
 
| 
   Процесс исполнения услуги технологический  | 
  
   9  | 
 
| 
   Регламент на услугу технологический  | 
  
   19  | 
 
| 
   Свойство услуги (обслуживания)  | 
  
   32  | 
 
| 
   Сертификация услуг  | 
  
   25  | 
 
| 
   Система качества услуг  | 
  
   36  | 
 
| 
   Система сертификации услуг  | 
  
   21  | 
 
| 
   Система сертификации группы однородных услуг  | 
  
   22  | 
 
| 
   Стандарт на услугу  | 
  
   17  | 
 
| 
   Сфера обслуживания населения  | 
  
   4  | 
 
| 
   Уровень качества услуги (обслуживания)  | 
  
   34  | 
 
| 
   Условия обслуживания  | 
  
   14  | 
 
| 
   Услуга  | 
  
   1  | 
 
| 
   Услуга материальная  | 
  
   2  | 
 
| 
   Услуга нематериальная  | 
  
   3  | 
 
| 
   Услуга сертифицированная  | 
  
   28  | 
 
| 
   Услуга сертифицируемая  | 
  
   27  | 
 
Ключевые слова: общественное питание, термины и определения